среда, 7 января 2015 г.

Защити свои права, Потребитель!


Современный рынок весьма насыщен. Предложение уже превышает спрос. Поэтому, продавец все меньше диктует свои условия, все меньше старается конфликтовать и все больше угождает привередливому покупателю. И правда, зачем покупателю снова возвращаться к плохому продавцу, после отказа заменить товар, если рядом есть куда более сговорчивый и добропорядочный конкурент. Но, эволюция идет не так быстро, как хотелось бы. До сих пор встречаются недобросовестные продавцы и аморфные покупатели, которые до ужаса боятся сделать что-нибудь не так и всегда чувствуют себя виновато, выходя из магазина через кассы без покупок и вжав голову в плечи, вдруг запищит, позор какой будет!

Сейчас эта тема особенно актуальна. Новогодние праздники как-никак, а это скидки, подарки, акции. Сейчас все ломануться за покупками. Начиная от пары носков и заканчивая огромными плазменными телевизорами. Сколько километров нервов уйдет через месяц-два, когда часть этого товара придется ремонтировать или менять? И как будут отстаивать свои права граждане?
Может быть, все дело в менталитете, когда мы видим в продавце грозную тучную кассиршу Клаву из далекого коммунистического прошлого. Может так устроено сознание, которое сложно переломить. Все может быть. Только Клава уже смогла перестроиться и стать успешным менеджером по продажам в модном бутике или спилась под забором за не востребованностью, а наше мышление все еще перестраивается. Начнем с элементарного и им же закончим. Кажется, легче простого, есть Закон «О защите прав потребителей». Он небольшого объема, весьма доступен. Почему бы не открыть и не почитать, чтобы знать свои права и обязанности?  Может быть, какие-то вещи будут не очень понятны, но будет уже теоретическая база, в чем можно ориентироваться при случае.


А случаев предостаточно. Когда требуют жалобную книгу и получают отказ, то начинают ругаться и в бессильной ярости уходят или хуже того, лезут в драку, вместо того, чтобы вызвать сотрудников милиции. Сказал продавец, сорвете опечатанный лист с компьютера, гарантия прекращается, и мы беспрекословно верим в это. И точно так же храним дома ненужные огромные коробки из-под техники. А то как же, товар обратно не возьмут. Нам привозят товар из интернет-магазина без чека и, то ли из-за лени, то ли из-за широты души, мы прощаем это и закрываем глаза. А потом с воплями бегаем без гарантийного талона, без чека пытаясь вернуть справедливость и возмущаемся произволом. Что тут сказать, станьте перед зеркалом и возмущайтесь туда.
Сам в прошлом году столкнулся с интересным случаем, где продавец на полном серьезе говорил мне, что если я не сдам в течение 2-х месяцев велосипед на бесплатную диагностику, то десятилетняя гарантия на раму и двухгодичная на комплектующие снимается.
Никогда не мог понять, почему охотнее верят на слово продавцу, что все нормально, так и должно быть, чем в букву закона. Снова дремучий лес и первобытный страх затмевает разум. Хотя есть четкие правила, что и как делается. Или все же банальная лень? На эту мысль меня натолкнула ситуация, когда я увидел, как в одном из магазинов кредитный агент объяснял на словах кредитополучателю, что тот подписывает. То есть, тот даже не читал, а если читал, то смутно понял кредитный договор. И он верит словам, а не тому, что написано. Стоит ли потом удивляться, когда наступает момент конфликта и он в суде будет безуспешно доказывать «ему де объясняли все не так, как то, под чем он подписался». Все пытаются выехать на эмоциях, пренебрегая законом.
И таких случаев океан с маленькой тележкой. Ведь куда проще и привычней пойти по проторенным дорожкам: прислушиваться и верить в каждое слово продавца и/или ругаться с администратором торгового зала, дать волю эмоциям, а не с холодной головой и вполне законными  методами добиваться правды.
И все это я веду к тому, что нужно уметь защищать свои права. Быть не просто покорным обывателем, а умело защищать свои интересы. Никто не говорит, что будет просто. Продавцы зачастую не ориентируются в законодательстве или отчаянно не хотят его соблюдать в плане гарантий, обмена некачественного товара и подобных вещей. Могут быть долгие судебные заседания и все это может продлиться даже не один год. Но именно так формируется здоровое, полноценное общество. Плюнув на то, что вам продали плохой утюг, не возмущайтесь, когда окажетесь обманутыми уже с автомобилем. Воспитание всегда занимает много времени, отнимает много сил, но дает прекрасный результат.

Комментариев нет :

Отправить комментарий